Nikon F3 и год плёночной фотографии

Nikon F3 и год плёночной фотографии

TL;DR Я купил плёночный профессиональный фотоаппарат, которому больше 40 лет, - Nikon F3 - и буду снимать целый год на плёнку (не эксклюзивно, конечно), что выльется в небольшой проект «Год на плёнку». Также я веду подсчёт денег, которые ушли на это хобби.

А теперь более подробно.

Зачем?

В прошлом году я довольно долго думал о том, чтобы разориться и купить Leica M10, чтобы получить «плёночный эффект» и ощущения плёночного фотоаппарата. Или купить один из фотоаппаратов Fujifilm, в которых есть встроенные «рецепты» из их фирменных плёнок, чтобы получить интересную картинку. Но, чем больше я смотрел видео и читал про плёночную фотографию, тем больше задумывался: зачем платить большие деньги за современные фотоаппараты, чтобы “эмулировать” плёночный эффект, когда можно купить плёночный фотоаппарат и снимать на плёнку? Я знал, что цены на плёнку и работу с ней выросли, поэтому сомневался поначалу, но после нового года решился и пошёл на eBay. Это всё ещё дешевле, чем покупать новый цифровой фотоаппарат.

Ещё задумался о покупке полноформатного Nikon Zf и использовании с ним старых объективов, но он только вышел, и спрос на него большой, поэтому стоить камера будет довольно дорого.

Выбор камеры

Вначале нужно было определиться с тем, какой фотоаппарат выбрать: разные форматы плёнки от 35 мм до 120 мм и даже больше; полностью механический или SLR с батарейками, который может замерять свет, чтобы выставить нужную диафрагму… ещё нужно учесть байонет камеры, чтобы выбор объективов был достаточный. И не стоит забывать о том, что некоторые производители делали “легендарные объективы” - объективы с характером, которые давали интересную картинку.

Большой формат мне не хотелось, остановился на классическом - 35 мм.

Если почитать статьи в интернете или посмотреть YouTube по теме плёночной фотографии, то в 99% случаев советовать будут одни и те же камеры. Так получилось, что глаз зацепился за полностью механический Nikon F2 (Nikon я уважаю, моя первая камера). Цены на камеру и объективы меня устраивали, но я не хотел сам замерять свет и выставлять правильную экспозицию, поэтому выбрал другой Nikon - F3. Это старший брат F2. Хотя они и производились в одно и то же время, у F3 есть одно важное отличие: в нем есть приоритет диафрагмы — фокусируешся, выбираешь диафрагму, а фотоаппарат подберет нужную скорость затвора. Так точно меньше плёнки испорчу 😰
А ещё эти Nikon’ы сделаны «как танк»: фотоаппарат настолько прочный, что после 40 лет использования выглядит, как новый. Ну и по отзывам в интернете камера вообще не ломается, если только пользователь сам не накосячит. Правда, он работает от батареек. Но в нём есть “ручной спуск затвора” 1/60 - если сели батарейки, без камеры не останешься.

А ещё Nikon F3 задумывался, как конструктор:у него куча разных съемных частей, которые можно менять: не нравится стандартный видоискатель - замени на другой, хочешь более умную заднюю крышку - замени на умную, которая может проставлять дату на фотографиях да ещё и будильник имеет! Хочешь быстро снимать - вот тебе механический перевод плёнки, который даёт возможность щёлкать до 6 кадров в секунду! (Для плёнки это не мало).

И одной из главных особенностей, почему выбор пал на Nikon, был F байонет, для которого объективы выпускаются уже более 50 лет. Это один из старейших байонетов на рынке после Leica M.

eBay

Камеру выбрал, пришло время искать варианты на eBay. И тут через несколько дней я узнаю, что:

  • в Германии их почти нет в свободной продаже
  • 90% объявлений из Японии
  • в 50% объявлений в фотоаппарате или линзах есть грибок (что 😨)
  • за время выхода F3 у него было огромное количество разных комплектаций - HP, T и так далее, что выбрать?

Поиск камеры занял неделю: нужно было найти подходящую цену, фотоаппарат без плесени и расслоений клея, надёжного продавца и так далее. За время поиска я узнал, что в Японии за время пандемии открылось огромное количество маленьких магазинов, специализирующихся на продаже старой фототехники в Европу. Причём многие копируют стиль и описание фотоаппаратов у других. Либо это одна и та же компания, но разделена на разные «дочки», не знаю.

Было нервно заказывать камеру за немалые деньги у продавца, который только полтора года на площадке, да ещё и рейтинг практически идеальный! Но выбор пал на одну небольшую компанию, и я не прогадал: всё пришло в таком состоянии, как на фотографиях. Продавец даже 2 оригами прислал в знак благодарности за покупку.

Покупка из Японии (и пересылка в Германию) - это не только долго, но и дорого: за доставку камеры я заплатил 40$ + 101€ за растаможку и услуги таможни. Т.е 30-40% стоимости техники уйдут только на пересылку и растаможку. Но это всё ещё дешевле (не всегда), чем покупать у местных продавцов. И, зачастую, в Японии лучше состояние камер и объективов.

В целом, сроки доставки из Японии в Германию - 4 дня, что немного 🤯, потому что посылка по Германии идёт 2-3 дня, а тут мало того что из другой части света, ещё и две таможни проходить. В понедельник один продавец отправил камеру, а другой - объектив, в пятницу до обеда обе посылки были у меня.

Интересно то, что 10 лет назад Nikon F3 стоил 150$, сейчас будет хорошо, если получится найти за 300$ без плесени и в рабочем состоянии. Плёночные фотоаппараты, как вино, - дорожают с годами.

Плёнка

Камера на месте, что дальше? Конечно встал вопрос, где купить плёнку и где её проявлять и сканировать/печатать. Оказалось, в Берлине около десятка лабораторий, которые это делают. Более того, известные сети по продаже разной домашней химии - DM и Rossman - не только продают плёнку и батарейки для камер, но и у них есть ещё и свои лаборатории, которые проявляют и сканируют плёнку. Вот чего не ожидал, так не ожидал. Правда, по отзывам, там довольно посредственное качество.

Но постой, разве радость от плёночной фотографии не в том, чтобы делать всё самому: проявлять, печатать и так далее? Да, в этом есть радость. Но это дополнительные (немалые) расходы, поэтому вначале я воспользуюсь услугами фотолабораторий, уже нашел несколько разных «на пробу». А потом, конечно, буду дома всё делать (кошелёк уже рад).

В детстве у меня был какой-то советский фотоаппарат и достаточно техники, чтобы проявлять и печатать фотографии в ванной, даже лампа красная была, но такие устройства довольно громоздкие, и я не думаю, что у меня сейчас есть место для этого. К тому же, современные аналоги стоят довольно дорого. Но проявлять дома точно не так сложно, как кажется. Главное, не засветить катушку плёнки 😥

Зачем это всё вообще?

А я не знаю. Но точно могу сказать, что это радость от того, что камера настолько простая, «как утюг», что там всё (почти) механическое, мало что может сломаться от ветра или удара о стенку, и сам процесс зарядки плёнки в фотоаппарат - это что-то очень крутое, тактильное, и я даже не знаю как описать. Короче, это всё добавляет удовольствия от фотографии. А ещё плёнка разная, она даёт разные цвета, разные ощущения от фотографии, которую получаешь в итоге. Хочешь черно-белую фотографию - просто возьми черно-белую плёнку, не нужно выдумывать варианты конвертации цвета в ч/б, и уж тем более покупать монохромную камеру.

Разные варианты проявления и сканирования - вот это всё как будто бы бесконечное поле для игр с фотографией.

Сделает ли плёночная фотография меня лучшим фотографом? Нет, конечно. А может и да, потому что снимать на плёнку дорого, нужно дольше думать над кадром, смотреть на свет, учитывать, на что потратить 1 из 36 кадров. Но, несмотря ни на что, плёнка точно добавит радости от фотографии.

А ещё я решил вести табличку учёта денег, потраченных на плёнку, и в конце года подсчитать, стоило ли покупать плёночный фотоаппарат или лучше было вложиться в цифровой и пытаться повторить эффект от плёнки.

И, наконец, подумываю сделать небольшой проект: год на плёнку. Снимать Берлин и путешествия на разные плёнки, потом собирать в отдельные посты в блоге. Посмотрим, что получится, 36 кадр ч/б плёнки я уже отснял, держу кулачки, чтобы они получились хотя бы в фокусе.